Организация продаж с сайта: оптимизация сайтов, реклама в интернете, продвижение сайтов Карта сайта
Наш рабочий день еще не начался, но вы можете оставить нам сообщение +7 (495) 585 50 25
Добавить в избранноеНас добавили 2071 человек

Копирайтер - добрый врун

Кто такой есть копирайтер? Что за человек? А, может быть, это и не человек совсем? А может быть это - ворона? "А может быть - собака? А может это страус злой? А может и не злой… А может это дворник?" Ну, вот это уже зря. Никакой он не дворник. Дворник - профессия понятная и уважаемая. А тот, кого назвали копирайтером, он еще должен доказать свою полезность, нужность свою для общества подтвердить. Именно этим мы сейчас и попытаемся заняться.

Дело в том, что сотрудники Копирайт-бюро "Авторское дело" (на 90% - те самые копирайтеры), получив приглашение принять участие в первом "супермаркете рекламы" - Всероссийской выставке АРТ МЕДИА ЭКСПО решили получше узнать, что же думают о них и их профессии уважаемые сограждане. Интересно было не только мнение ближних сограждан - "рекламщиков" и "PR-щиков" (хотя, как выяснилось, для некоторых самый факт этой близости фактом вовсе даже не является), - но и той несравненно большей части человечества, которую копирайтеры меж собой обозначают кратко, но емко - "потенциальный заказчик". А кто же для копирайтера потенциальный заказчик? А это все. Ну, не совсем все, но многие. Коммерческие фирмы самых разных секторов рынка, отечественные и зарубежные, продающие и покупающие (а также производящие, сдающие в аренду, предоставляющие всевозможные услуги и даже видимость таковых). Еще - государственные, региональные и городские структуры, политические партии, общественные организации, бывшие президенты, шпионы и актеры, желающие осчастливить мир своими мемуарами, да мало ли кто еще. Так вот, решили сотрудники копирайт-бюро узнать, что о них знают люди - и составили краткий, но емкий опросный лист, который мог заполнить каждый желающий, волею судеб оказавшийся на АРТ МЕДИА ЭКСПО.

Опросный лист содержал ряд вопросов, относящихся к самому отвечающему (название компании, которую представляет, область деятельности, должность), а также вопросы, призванные помочь раскрыть мысли и чувства интервьюируемого по поводу профессии "копирайтер" и ее представителей. Надо сказать, что удивительное началось уже в процессе сбора данных. Гости и участники выставки с такой готовностью заполняли анкеты, будто находили в этом занятии некий спортивный интерес. Возможно, некоторые из них прочтут эту статью, и, надеемся, получат немалое удовольствие, смакуя итоговые "спортивные результаты".

Теперь ближе к делу, вернее к результатам опроса. Полученные анкеты числом около 500 штук стали вполне достаточным материалом для маркетингового исследования, которое с некоторыми "лирическими отступлениями" мы и представляем читателю.

Определение слова "копирайтер", явленное некоторыми нашими респондентами, повергало нас последовательно то в пот, то в краску. От философического "создателя идей, обращенных в слова", лестных "генератора идей", "мастера слова", "специалиста, который создает шедевры буквально из ничего", "творца, безумца и гения", заставлявших воспарять в горние выси, мы падали в пропасть, вырытую для "графоманов", создателей "ненавязчивых текстовок", "ремесленников по текстам и идеям", людей "которые что-то копируют" и странных животных, представляющих из себя "нечто среднее между криэйтером и дизайнером". Некоторые наши респонденты, добросовестно заблуждаясь, считают копирайтера "обладателем авторских прав", "помощником дизайнера", человеком, занимающимся "проверкой и тиражированием текстов", а также "сбором информации и дальнейшими исследованиями". Большинство заполнивших анкету склоняется к более взвешенным определениям: копирайтер - "специально обученный человек, занимающийся написанием текстов", "тот кто пишет все и здорово", или "лицо, определяющее рекламную кампанию" (не слишком ли мы скромны?). Было еще почти стихотворное высказывание, гласящее: "копирайтер - снайпер, журналист - болтун", однако мы не только не согласны со столь огульным охаиванием наших коллег-журналистов, но еще полны подозрений, что написал сию виршу как раз-таки копирайтер, но чем-то сильно обиженный на журналистов.

Подведем первый итог - 57% опрошенных имеют вполне четкое и правильное представление о том, кто же такой и чем занимается копирайтер. 29,5% респондентов решительно ничего не знают об этой профессии, а 13,5% теряются в догадках где-то между "специалистом по авторским правам" и "копировальщиком".

В действительности, копирайтер - это профессионал (чаще с филологическим или журналистским образованием), обладающий глубокими знаниями в области рекламного и PR-бизнеса и специализирующийся в написании всевозможных текстов в ходе рекламной или PR-компании клиента. Копирайтер не только пишет тексты, но, зачастую, участвует в разработке стратегии информационной или рекламной кампании. Есть расхожее и не лишенное смысла определение, гласящее что "копирайтер - это продавец за печатной машинкой, задача которого продавать". Пожалуй, с этим можно было бы согласиться, если бы не сугубая утилитарность суждения. Продавцу за прилавком ее простят, а вот продавцу за пишущей машинкой (читай - за компьютером) - не уверены.

Образование копирайтера в России - дело особое, поскольку специалистов такой профессии не выпускает ни одно учебное заведение. Так что - или учеба за рубежом, или "опыт, сын ошибок трудных". Возможно, именно отсутствие обсуждаемой профессии в реестре выпускаемых высшими учебными заведениями страны специалистов и рождает путаницу и желание объединить профессии копирайтера и журналиста.

Из графы, призывающей ответить, чем же отличается, и отличается ли копирайтер от журналиста, выяснилось, что наш брат грешит "прыткостью", и наделен несравненной "красотой". А отличается от журналиста "цветом", "профессией", "отличается, но пока неизвестно чем", "всем", и еще "журналист - злой врун, а копирайтер - добрый". Не согласны: не все журналисты злы, и у копирайтеров тоже бывает характер… Ну, а насчет вранья - это уже вопрос нравственный и личный, к профессии в целом не относящийся.

Порадовало, что именно копирайтер "создает лаконичные шедевры" (и не только лаконичные!), что он - "спец в рекламе" и "способен "зацепить". А еще славится "оперативностью", "ответственностью", "большим профессионализмом" и "креативностью". Справедливости ради, хотим отметить, что иные журналисты обладают всеми этими похвальными качествами ничуть ни в меньшей степени. Оказалось, многие считают что "журналист пишет статьи, а копирайтер - рекламные тексты и слоганы". Это совсем не так. Иная PR-кампания выливается в написание огромной серии статей в различных печатных изданиях. Однако трудно согласиться и с тем, что копирайт и журналистика - "совсем разные области". Все-таки эти профессии - явно родственные, хотя и имеют ряд существенных различий. Несколько смутили совершенно противоположные, однако равно неверные утверждения: "работает с готовым материалом" и "пишет что-то свое".

Разумеется, копирайтер - отдельная профессия, но это совсем не значит, что журналист не может стать хорошим копирайтером, а копирайтер - уйти в журналистику. Вот только совмещать эти две профессии нам кажется неправильным. Причем не с позиций этики (данная публикация не затрагивает этой темы), а с точки зрения именно профессионализма. Журналист работает на издание, а копирайтер - на своего клиента. Эти разные углы зрения трудно совместить, не получив некоторого косоглазия. К тому же копирайтер, как мы уже выяснили, обязан быть специалистом в рекламных и PR-технологиях. Подводя итог и этой теме сообщим: 60% респондентов считают, что профессия "копирайтер" не то же самое, что "журналист".

Поскольку большое количество анкетируемых являлись руководителями или сотрудниками рекламных и PR-агентств, мы провели некоторые подсчеты и выяснили: лишь у 12% имеется в штате копирайтер, а 63,5% такового в штате не имеют. Прочие регулярно пользуются услугами фрилансеров или работают с соответствующими агентствами. Среди представителей потенциальных клиентов 18,5% работают с фрилансерами и столько же - с агентствами. Показательно, что 32,5% наших клиентов пытаются писать свои материалы сами, а это значит, что впереди нас ждет непочатый край работы. Из тех же, которые пользуются услугами профессионалов, 25,5% определенно довольны услугами по копирайтингу и 9% - решительно недовольны. Эти цифры опять-таки свидетельствуют о недостаточной пока еще осведомленности руководящих структур многих организаций о возможностях использования профессионального копирайтинга в собственных рекламных, маркетинговых и PR-акциях. Не желая вступать в полемику о том, что важнее для рекламы - визуальный ряд или текстовая составляющая (в области PR этот вопрос изначально решен в сторону "слова"), хотелось бы подчеркнуть, что все компоненты информационного сообщения должны быть сбалансированы, то есть находится на одинаково профессиональном уровне. И еще - нет магии сильнее и притягательнее, чем магия слов. Эту древнюю мудрость не в силах отменить даже самые продвинутые визуальные технологии.

Ю.Степанова
X

Вопрос или заказ?

Звоните +7 (495) 585 50 25
Пишите